Игрушки, которые развивают речь
Ребенок растет, двигается, играет, познает мир. И если все психические процессы ребенка развиваются в соответствии с возрастной нормой-это большое счастье! Но и большая редкость в наши дни. Чаще всего какие-то проблемы в сфере высших психических функций все же есть. Лучше всего эти проблемы видно именно в речевом развитии. Это и неправильное звукопроизношение, и бедный словарный запас, и недостаточно развитая связная речь. Огромную роль в развитии речи ребенка играет его окружение- как речевое, так и предметное. На сегодняшний день существует огромное количество игрушек, которые благотворно влияют на развитие речи и других психических процессов и даже в некоторых случаях способствуют самокоррекции отдельных недостатков развития ребенка. Но важно помнить, что обучение и развитие-это прежде всего передача опыта, а для осуществления этого процесса нужен носитель этого опыта-родители, старшие братья и сестры, другие близкие люди, педагоги. Сами по себе игрушки ничего не развивают. Они- лишь инструмент в руках обучающего. Не предоставляйте ребенка самому себе, занимайтесь с ним, играйте вместе-тем самым обучая и развивая его.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРУШКИ:
Ещё раз напомню, что речь - одна из высших психических функций человека и напрямую связана с другими:восприятием,памятью,вниманием,мышлением,эмоциями.Состояние речи указывает на степень развитости этих процессов, и если вы хотите улучшить речь ребенка - начинайте с развития других психических функций. Для этого подойдут развивающие (дидактические) игрушки, которые учат ребенка анализировать, сравнивать предметы и их части, соотносить по цвету, размеру и форме, активизируют их мыслительные процессы.
Вот примеры таких игрушек:
-пирамидки, как классические ,так и состоящие их различных геометрических фигур,
-игры-вкладыши (емкости с прорезанными отверстиями для различных фигур),
-мозаики,
-пазлы и кубики с разрезными картинками,
-лабиринты,
-матрешки,
-игры на логические соотнесения «Что к чему подходит?»,
-различные конструкторы.
ИГРУШКИ,РАЗВИВАЮЩИЕ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ:
Учеными давно доказана тесная связь между работой кистей рук и функцией органов артикуляции (губ, языка).В головном мозге зоны, отвечающие за работу артикуляционных органов и пальцев рук находятся по соседству. Но не только артикуляция связана с мелкой моторикой, даже формулируя речевое высказывание, испытывая трудности с подбором слов, мы, взрослые люди, помогаем себе активным жестикулированием . Поэтому плохо говорящие дети имеют недостаточно развитую мелкую моторику, и, развивая работу пальцев рук, вы развиваете и речь своего ребенка.
Развивать мелкую моторику вам помогут любые мелкие игрушки, требующие точных, тонкодифференцированных движений пальцами:
-шнуровки, игрушки с различными застежками,
-игрушки Киндер-сюрприз,
-мелкий конструктор (Лего),
-разнофактурные (колючие, пупырчатые) предметы,
-материал для лепки (пластилин, глина, тесто),
-мозаика,
-многие бытовые предметы, которые требуют активной работы пальцев рук.
ИГРУШКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВОЗДУШНОЙ СТРУИ:
Артикуляция многих трудных звуков речи требует подачи сильной,точнонаправленной воздушной струи. Поэтому игры на дутье очень полезны детям с нарушением звукопроизношения и заиканием. Это может быть задувание свечи, бумажный кораблик в емкости с водой или специальные игрушки:
-мыльные пузыри,
-музыкальные инструменты: дудочки, свирели, губные гармошки свистульки и т. д.,
-надувные игрушки и воздушные шары,
-вертушки, мельницы и т.д.
ИГРУШКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА И СВЯЗНОЙ РЕЧИ:
Любой предмет имеет название, а значит расширяет словарный запас. Но правильнее будет заниматься развитием речи в системе, тогда не будет «провалов» в знаниях. Наилучшим образом вам помогут комплекты игрушек по лексическим темам:
-Дикие и домашние животные и их детеныши,
-Овощи и фрукты,
-Мебель,
-Посуда,
-Одежда и обувь,
-Инструменты,
-Транспорт,
-и т.д.-любые игрушки, изображающие предметы окружающего мира.
В игре эти игрушки расширят словарь существительных, если называть их признаки-словарь прилагательных, а если проговаривать действия этих предметов-то и словарь глаголов.
Отличным пособием для развития речи являются коллекции. Например: коллекция предметов из разных материалов поможет активизировать в речи относительные прилагательные ( скалка, молоток- деревянные, банка, стакан- стеклянные и т. .).
Кроме того любое коллекционирование создаёт активную речевую ситуацию-ведь свою коллекцию так интересно обсуждать, так хочется рассказывать о ней другим людям! А это тоже - работа по развитию речи.
Для развития связной речи, обучения ребенка рассказыванию хочется посоветовать настольно-печатные игры, состоящие из серии сюжетных картинок, из которых можно составить связный самостоятельный рассказ.
В книжным магазинах есть красочные книжки с занимательными заданиями, настольно-печатные игры, различные логопедические кубики и Лото для отработки трудных звуков речи. Но надо помнить, что сами эти игры не исправят звукопроизношение ребенка, а могут и усугубить патологическую привычку, если тот или иной звук ваш ребенок уже говорит неправильно. Поэтому игры для автоматизации звуков речи следует использовать только по рекомендации логопеда, когда звук ребенку поставлен и требует закрепления.
Играйте со своим ребенком и радуйтесь каждой минуте, проведенной вместе,
ведь детство не повторяется!
|