Понедельник
06.05.2024
10:02
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Детский сад № 25 " Ромашка"
Главная Регистрация Вход
Игрушки, которые развивают речь »
Меню сайта

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Игрушки, которые развивают речь

     Ребенок растет, двигается, играет, познает мир. И если все психические процессы ребенка развиваются в соответствии с возрастной нормой-это большое счастье! Но и большая редкость в наши дни. Чаще всего какие-то проблемы в сфере высших психических функций все же есть. Лучше всего эти проблемы видно именно в  речевом развитии. Это и неправильное звукопроизношение, и бедный словарный запас, и недостаточно развитая связная речь. Огромную роль в развитии речи ребенка играет его окружение- как речевое, так и предметное. На сегодняшний день существует огромное количество игрушек, которые благотворно влияют на развитие речи и других психических процессов и даже в некоторых случаях способствуют самокоррекции отдельных недостатков развития ребенка. Но важно помнить, что обучение и развитие-это прежде всего передача опыта, а для осуществления этого процесса нужен носитель этого опыта-родители, старшие братья и сестры, другие близкие люди, педагоги. Сами по себе игрушки ничего не развивают. Они- лишь инструмент в руках обучающего. Не предоставляйте ребенка самому себе, занимайтесь с ним, играйте вместе-тем самым обучая и развивая его.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРУШКИ:

Ещё раз напомню, что речь - одна из высших психических функций человека и напрямую связана с другими:восприятием,памятью,вниманием,мышлением,эмоциями.Состояние речи указывает на степень развитости этих процессов, и если вы хотите улучшить речь ребенка - начинайте с развития других психических функций. Для этого подойдут развивающие (дидактические) игрушки, которые учат ребенка анализировать, сравнивать предметы и их части, соотносить по цвету, размеру и форме, активизируют их мыслительные процессы.

Вот примеры таких игрушек:

-пирамидки, как классические ,так и состоящие их различных геометрических фигур,

-игры-вкладыши (емкости с прорезанными отверстиями для различных фигур),

-мозаики,

-пазлы и кубики с разрезными картинками,

-лабиринты,

-матрешки,

-игры на логические соотнесения «Что к чему подходит?»,

-различные конструкторы.

ИГРУШКИ,РАЗВИВАЮЩИЕ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ:

     Учеными давно доказана тесная связь между работой кистей рук и функцией органов артикуляции (губ, языка).В головном мозге зоны, отвечающие за работу  артикуляционных органов и пальцев рук находятся по соседству. Но не только артикуляция связана с мелкой моторикой, даже формулируя речевое высказывание, испытывая трудности с подбором слов, мы, взрослые люди, помогаем себе активным жестикулированием . Поэтому  плохо говорящие дети имеют недостаточно развитую мелкую моторику, и, развивая работу пальцев рук, вы развиваете и речь своего ребенка.       

  Развивать мелкую моторику вам помогут любые мелкие игрушки, требующие точных, тонкодифференцированных движений пальцами:

-шнуровки, игрушки с различными застежками,

-игрушки Киндер-сюрприз,

-мелкий конструктор (Лего),

-разнофактурные (колючие, пупырчатые) предметы,

-материал для лепки (пластилин, глина, тесто),

-мозаика,

-многие бытовые предметы, которые требуют активной работы пальцев рук.

ИГРУШКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВОЗДУШНОЙ СТРУИ:

  Артикуляция многих трудных звуков речи требует подачи сильной,точнонаправленной воздушной струи. Поэтому игры на дутье очень полезны детям с нарушением звукопроизношения и заиканием. Это может быть задувание свечи, бумажный кораблик в емкости с водой или специальные игрушки:

-мыльные пузыри,

-музыкальные инструменты: дудочки, свирели, губные гармошки свистульки и т. д.,

-надувные игрушки и воздушные шары,

-вертушки, мельницы и т.д.

ИГРУШКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА И СВЯЗНОЙ РЕЧИ:

Любой предмет имеет название, а значит расширяет словарный запас. Но правильнее будет заниматься развитием речи в системе, тогда не будет «провалов» в знаниях. Наилучшим образом вам помогут комплекты игрушек по лексическим темам:

-Дикие и домашние животные и их детеныши,

-Овощи и фрукты,

-Мебель,

-Посуда,

-Одежда и обувь,

-Инструменты,

-Транспорт,

-и  т.д.-любые игрушки, изображающие предметы окружающего мира.

  В игре эти игрушки расширят словарь существительных, если называть их признаки-словарь прилагательных, а если проговаривать действия этих предметов-то и словарь глаголов.

    Отличным пособием для развития речи являются коллекции. Например: коллекция предметов из разных материалов поможет активизировать в речи относительные прилагательные ( скалка, молоток- деревянные, банка, стакан- стеклянные и т. .).

   Кроме того любое коллекционирование создаёт активную речевую ситуацию-ведь свою коллекцию так интересно обсуждать, так хочется рассказывать о ней другим людям! А это тоже - работа по развитию речи.

    Для развития связной речи, обучения ребенка рассказыванию хочется посоветовать настольно-печатные игры, состоящие из серии сюжетных картинок, из которых можно составить связный самостоятельный рассказ.

    В книжным магазинах есть красочные книжки с занимательными заданиями, настольно-печатные игры, различные логопедические кубики и Лото для отработки трудных звуков речи. Но надо помнить, что сами эти игры не исправят звукопроизношение ребенка, а могут  и усугубить патологическую привычку, если тот или иной звук ваш ребенок уже говорит неправильно. Поэтому игры для автоматизации звуков речи следует использовать только по рекомендации логопеда, когда звук ребенку поставлен и требует закрепления.

Играйте со своим ребенком и радуйтесь каждой минуте, проведенной вместе,

ведь детство не повторяется!

 

 

Архив записей

Поиск