Знакомим детей с творчеством П.П. Бажова
Воспитание патриотических чувств - задача каждого родителя, воспитателя, педагога. Начинать нужно с малого-с любви к родному городу, краю.
Уральский край – богат он своей историей, своими тайнами, своими мастерами да умельцами. Урал - «редчайшее место и по мастерам и по красоте». Невозможно познать красоту Урала, если не побывать на удивительных, чарующих тишиной и покоем уральских прудах и озерах, в сосновых борах, на легендарных горах. Здесь на Урале, веками жили и трудились талантливые мастера, только здесь мог изваять свой каменный цветок Данила-мастер, и где-то здесь уральские мастера видели Хозяйку медной горы.
Действительно уральцы очень любят свою природу, но довольно плохо знакомы с богатством Уральского сказочного литературного наследия. А ведь образы, созданные Павлом Бажовым, имеют непосредственное отношение к культуре и истории Урала. Бажов - по теперешним меркам, самый настоящий культовый писатель, создавший новую уральскую мифологию на основе легенд и преданий».
Павел Бажов много лет собирал и изучал устное народное творчество древних Уральских гор. На основе преданий, легенд и поверий Павел Бажов писал свои оригинальные произведения, в которых вымысел тесно переплетается с реальной жизнью. Рядом с мифическими существами живут обычные люди, среди которых мастера умельцы и просто добрые люди, занимают особое место.
Последовательность знакомства со сказами
Первый блок
1. «Серебряное копытце».
Сказ о доброте к детям сиротам, о любви к животным, о прекрасных качествах шестилетнего ребенка: смелость, трудолюбие, рассудительность, неуемное любопытство. Начинаю знакомить с минералами, которые летят из-под копытца волшебного козлика
.
2. «Огневушка – Поскакушка».
Впервые акцентирую внимание на уральском говоре. Беседуем о бескорыстие и оптимизме героя, о необычном знаке на золото - огненной девочки.
3. «Голубая змейка».
Адресую сказ мальчикам. Главный акцент на крепкой дружбе мальчишек, которые даже дерутся оберегая друг друга от беды.
4. «Таюткино зеркальце».
Бедность и горе, тяжелая работа не озлобляют человека, а усиливают любовь Гаврилы к своей бойкой, озорной выдумщице, веселой любопытной Таютке, которой не зря уделяет внимание сама Малахитница.
Вывод: все дети в сказах Бажова добры, веселы, трудолюбивы, не жадничают, ужасно любопытны и любознательны. Провожу аналогию – и мы такие же, не смотря на разделяющие нас века.
Второй блок.
1. «Медной горы хозяйка». Знакомимся с главной героиней сказов – хозяйкой огромных, подземных богатств Урала. Это опасная, могучая сила «худому с ней встретиться горе и доброму радости мало», - говорит о ней писатель. Здесь впервые говорим о великой силе любви.
2. «Малахитовая шкатулка».
Это продолжение первого сказа. Главное произведение Бажова, которое стало символом Урала. Танюшка необычайно красивая, строгая девушка, мастерица – вышивальщица, отмечена знаком Малахитница. Драгоценности, таинственные события завораживают воображение детей, будят фантазию.
Знакомство с коллекцией украшений из уральских самоцветов.
3. «Синюшкин колодец».
Говорим об уральской природе, нашем болотистом крае, об уважении к памяти родных, о бедности горняков, об отношении людей труда к богатству.
4. «Каменный цветок».
Тема талантливых уральских камнерезов, красота уральской природы, которую нельзя воплотить в камне, даже самым знаменитым мастерам.
Знакомство с поделками из камня.
5. «Горный мастер».
Верность любви помогает преодолеть любые преграды, завоевать уважение даже могучей тайной силы.
Вывод: этот блок знакомит нас со сложными человеческими отношениями, талантливыми горными мастерами, славит человека труда, что является актуальнейшей задачей нашего времени.
Приемы и методы закрепления – это самая интересная, увлекательная деятельность детей: они играют, показывают свои знания, радуются маленьким победам своей памяти, здесь присутствует элемент соревнований.
Узнай сказ по: обложке, имени героя, отрывку, диалогу, предмету, слову, звуку.
Викторина по сказам П.Бажова.
«Придумай счастливый конец сказа»
Разгадывание кроссвордов
Лепка из пластилина рисование героев сказов.
Сказы П.П. Бажова универсальны, они хорошо воспринимаются и взрослыми, и дошкольниками. Через символические образы сказов дети узнают свой родной край: малахитовая шкатулка, Серебряное копытце, каменный цветок – это символы могучего Урала.
- Через сказы великого земляка дети увидели убедительный образ уральского мастера, изделия которого - гордость России.
- Полюбили необычных героев сказов, «тайную силу», хранителей земельных богатств Урала.
- Узнали истинные общечеловеческие ценности: трудолюбие, щедрость, любовь, любознательность, творчество.
- Дети бесконечно могут рассматривать, играть самоцветами, видеть красоту и разнообразие богатств Урала.
- Услышали красоту, выразительность, мелодичность, точность уральского говора.
- Сказы П. Бажова способны донести до детских душ нашу причастность к родной уральской земле, что немаловажно для формирования патриотических чувств дошкольника.
Читайте вместе с детьми!!!
Желаем удачи!! |