СОВЕТЫ ЗАБОТЛИВЫМ РОДИТЕЛЯМ
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ РЕЧИ
Наибольшую озабоченность у родителей вызывает направильное звукопроизношение детей.Научить ребенка говорить звук правильно может только логопед,но постановка звука часто не решает проблемы,т.к. у ребенка к моменту начала коррекционной работы обычно уже сформирована патологическая привычка неправильного произнесения звука и возникает потребность «переучивания».Этот процесс называется «автоматизация звука»,т.е. новый ,правильный способ произнесения звука нужно буквально довести до автоматизма,что требует очень длительного времени (от 3 месяцев на каждый звук) и огромного терпения и старания,как со стороны ребенка,так и со стороны обучающего его взрослого.Логопедических занятий для автоматизации бывает недостаточно,потому что «переучивание» должно быть не разовым актом,а непрерывным сопровождением всей деятельности ребенка.Лучше всего автоматизация удается заинтересованным в результате родителям,т. к. они могут уделить своему ребенку гораздо больше времени,чем любой педагог в ДОУ. Для успешной автоматизации следует соблюдать 2 условия:
-постоянный речевой контроль (услышали неправильный вариант произнесения-поправьте)
-постоянная и длительная практика правильного звукопроизношения.
Для обеспечения речевой практики вы можете просить ребенка повторять за вами слова с нужным звуком,заучивать с этим звуком стихи и чистоговорки,отгадывать загадки с изучаемым звувком в отгадке,пересказывать связные тексты,насыщенные отрабатываемым звуком.Предлагаю вам речевой материал для отработки трудных звуков.
-С,З-
Са-са-са,у меня оса.Сы-сы-сы,у осы усы.Су-су-су,я несу осу.
Непоседа Васенька не сидит на месте,непоседа Васенька всюду с нами вместе.
Есть усы у Васеньки,на усах сединки,хвостик есть у Васеньки и пятно на спинке.
Под высокой сосной скачет зайка косой,под другою сосной скачет зайка другой.
Я несусь на самокате мимо сосен и берез,оставляет на асфальте самокат следы колес.
Спит спокойно сильный слон,стоя спать умеет он.
У меня есть свой козленок,я сама его пасу,я козленка в сад зеленый рано утром отнесу.
Он заблудится в саду-я сама его найду.
У моей березки платье серебрится,у моей березки-зеленые косицы,
Из лесу к березке выскочили козы,стали есть березку,а березка-в слезы.
Защищать березку станем мы гурьбой.Вырастай березка,становись большой!
-Ш-Ж_
У мишутки-мишки камешки и шишки.
Кошка на окошке шапку шьет,мышка под окошком давно живет.
Кошка на дорожке мышку ждет,мышка к этой кошке не пойдет.
Нет штанов на нашем мишке:-Мишка,мишка,где штанишки?
-Мех мой лучше,чем штаны,мне штанишки не нужны!
Я по веточке хожу,и жужжу:жу-жу-жу.
Нету головы и ножек,кто же это?Это-ежик!
-Л-
Лена искала булавку,булавка упала под лавку,
Под лавку залезть было лень,искала булавку весь день.
Мама Милу мыла мылом,Миле в глаз попало мыло,
Но не ныла Мила,Мила-молодчина.
Ла-ла-ла,у меня юла.Лу-лу-лу,я купил (ла) юлу.Лы-лы-лы,вот и нет юлы.Лу-лу-лу,поломал (ла) юлу.
Весь день я копала,ничуть не устала,а кто мной копал-тот и устал.
Вот иголки и булавки выползают из-под лавки,на меня они глядят,молока они хотят.
-Р-
Рыбке рак ни друг ,ни враг.
В пруду,во мраке живут большие раки.В пруду большая драка,поссорились два рака.
Роет землю старый крот,разоряет огород
Муравейник,муравейник,муравей-такой затейник,
Вот какую сделал гору,а в горе-то коридоры.
Сорок сорок для своих сорочат сорок сорочек не сорясь строчат.
Сорок сорочек прострочены в срок,сразу рассорились сорок сорок.
Раз,два ,четыре,пять-червячки пошли гулять,
Вдруг ворона прилетает,головой она качает,
Крикнула:-Ура,обед!Глядь,-а червячков-то нет!
Воробей просил ворону вызвать волка к телефону.
|