Результаты исследования
«Методы воспитания в семье»
Всего приняло участие 117 родителей:
- Группа ясельного возраста «Капелька» - 7
- Группа ясельного возраста «Утята» - 10
- I младшая группа «Мышата» - 14
- II младшая группа «Колокольчик» - 10
- II младшая группа «Почемучки» - 15
- Средняя группа «Пчелята» - 15
- Старшая группа «Солнышко» - 16
- Старшая группа «Зайчата» - 9
- Подготовительная группа «Котята» - 7
- Подготовительная группа «Радуга» - 14
Большая часть родителей (76%) считают, что родитель должен обладать определенными знаниями для полноценного воспитания своего ребенка, 24% убеждены, что можно обойтись без специальных знаний и навыков.
На вопрос о том, удовлетворены ли исследуемые тем как воспитали их родители, были получены следующие результаты: да – 79%, нет – 0%, не совсем – 21% .
Как и в предыдущем вопросе, положительный ответ дала большая часть исследуемых – 69%, «нет» ответили – 31%. При сопоставлении вопросов № 2 и №3 можно сделать вывод о том, что не все родители, которые были удовлетворены своим воспитанием, хотели бы также воспитывать своих детей.
Анализируя ответы на вопрос №4 можно предположить, что стили воспитания в семьях различны, есть семьи, применяющие «крайние» методы воспитания, а есть те, кто выбрал «золотую середину» с точки зрения педагогики и психологии наиболее правильную для детей - 54%.
На вопрос №5 ответы разделились 50% на 50%. Интересно то, что родители детей ясельного возраста 100% отвергают применение физического наказания, по мере «взросления» увеличивается процент применения данного метода воспитания.
Около 80% родителей считают метод физического наказания неперспективным и неэффективным. Около 20% «верят», что такой способ воспитания успешен и поможет «сделать из ребенка человека». Проанализировав ответы на вопросы №5 и №6 можно проследить противоречие, родители которые рассуждают, что физическое наказание это «плохо», все же применяют его в воспитании своего ребенка.
Конечно, сложно представить воспитание детей без наказаний, но оно не должно сводиться к физическому воздействию. Для родителей это один из наиболее легких и хорошо действующих способов влияния на своего ребенка. Для использования этого способа не нужно определенной подготовки, знаний, умений на которые приходится затрачивать большое количество сил, которых и так, иногда у родителей, нет. Но может это нам просто кажется, может другой способ взаимодействия со своим ребенком будет гораздо положительнее и гуманнее. Надо просто приложить усилия для его поиска, и вы сами почувствуете себя комфортнее в ситуации наказания. Не сомневаюсь, что наказав своего ребенка в состоянии «эффекта», когда Вами руководят эмоции, успокоившись и проанализировав всю ситуацию, Вам становится стыдно и жалко своего любимого, хоть иногда и непослушного ребенка.
Самое главное между детьми и родителями – это понимание и чувствование друг друга. Чаще общайтесь, чаще говорите о своих чувствах – что вас расстроило, огорчило, когда ребенок поступил так или иначе, или же наоборот очень порадовало. Помните, что ребенок это Ваше отражение и Ваше продолжение!
Педагог-психолог Новикова И.А.