ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве, и все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Мы уже знаем, что речь ребенка формируется на примере речи взрослых и близких ему людей. Бытует глубоко ошибочное мнение, что звукопроизносительная и лексико-грамматическая сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без помощи взрослых, и ребенок сам постепенно овладевает правильными навыками звукопроизношения и связной речи. На самом же деле невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Неверно также списывать речевые проблемы ребенка на его возраст, часто родители просто не знают что и когда должен уметь и знать ребенок.
ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ДЛЯ РЕЧИ РЕБЕНКА 5-6 лет
1.Уже к 4 годам ребенок должен овладеть звукопроизносительной стороной речи,чисто,четко и правильно произносить все звуки родного языка, правильно воспроизводить звуко-слоговую структуру слова.
2.К 5 годам ребенок должен различать все звуки речи на слух, определять характер их звучания, давать характеристику звуку (гласный-согласный, звонкий-глухой, твердый-мягкий),определять последовательность звуков в слове (осуществлять звуковой и звуко-буквенный анализ слова),понимать разницу между понятиями ЗВУК-СЛОГ-СЛОВО-ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
3.5-6 летний ребенок должен иметь богатый словарный запас (почти все слова русского языка кроме специально-профессиональной лексики),уметь подбирать антонимы,синонимы,эпитеты,активно использовать в речевом высказывании все части речи:существительные,глаголы,прилагательные,наречия,местоимения,чилительные,предлоги.
4.Речевое высказывание 5-6 летнего ребенка похоже на небольшой рассказ, он много и с удовольствием рассказывает, владеет навыками монологической и диалогической речи, у него достаточный речевой опыт, который позволяет ему грамматически правильно строить речевое высказывание, не нарушая связь слов в предложение, используя навыки словоизменения и словообразования.
5.5-6 летний ребенок знает много стихов,рассказов,сказок,может составить рассказ по картинке, пересказать текст.
ФАКТОРЫ,СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПРАВИЛЬНОМУ РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ:
1.Физическое и психическое здоровье.
2.Нормальные умственные способности.
3.Нормальный слух и зрение.
4.Достаточный уровень психических процессов:внимание,память,восприятие,эмоции,воля.
5.Обладать потребностью в речевом общении.
6.Иметь полноценное речевое окружение.
Т.к. старший дошкольный возраст является подготовительным к школе ,именно в этом возрасте закладываются предпосылки к обучению грамоте и другим предметам в школе.Любые проблемы речевого развития в этом возрасте могут вызывать значительные трудности в школе.
Проблема речевого развития
|
Связь с образовательной деятельностью
|
Неправильное звукопроизношение
|
Перенос ошибок произношения на письмо и чтение
|
Недоразвитие фонематического слуха и восприятия
|
Невозможность писать «на слух»,трудности с анализом и определением последовательности звуков в слове,трудности с различением слух похожих звуков речи,невозможность применять множество орфограмм при письме (орфографическая «слепота»),трудности с усвоением правил переноса слов,неумение правильно обозначать границы слов и предложений на письме.
|
Недоразвитие связной речи
|
Трудности с пониманием и запоминанием устного материала,текстов,неумение построить связный ответ на вопрос,рассказать устную тему,грамматические ошибки при письме,непонимание содержания задач,задержка формирования словесно-логического мышления.
|
В детском саду ведется работа по развитию всех сторон речи ребенка и его подготовка к обучению грамоте. Родителям предстоит поддержать работу детского сада:
-обратить внимание на звукопроизношение ребенка,звуко-слоговую структуру слов, произносимых ребенком, активно контактировать с логопедом, выполнять его задания по автоматизации поставленных звуков.
-помочь ребенку разобраться в разнообразии звуков родного языка, научиться их различать, определять их последовательность, соотносить звуки и их графическим образом-буквой, научиться делить слова на слоги, а предложения на отдельные слова.
-Как можно больше говорить с ребенком развернутыми, грамотно построенными предложениями, читать ему сказки,рассказы,стихи и спрашивать о содержании прочитанного, расширять словарный запас детей, подсказывать правильные способы словоизменения и словобразования,исправлять его речевые ошибки-все это приведет к формированию речевого опыта и речевой интуиции.
-заучивать с ребенком стихи,пословицы,поговорки,развивать его речевую память.
ПОМНИТЕ, что своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему осознанно воспринимать явления окружающего мира, быть любознательным,активным,уверенным в себе и успешным человеком. А ваши с ним совместные занятия по развитию речи обеспечат более полное понимание вами проблем ребенка, укрепят неразрывную, заложенную природой связь между ребенком и его родителями |