Исследовательский проект «Волшебница – водица»
МБДОУ детский сад №25, г. Верхний Тагил,
автор и руководитель-воспитатель Злобина Валерия Алексеевна,
2015г.
Участники проекта:
Дети и родители второй младшей группы «Бельчата»
Паспорт проекта:
Информационный, познавательно-поисковый, творческий, групповой, краткосрочный (4 недели), в рамках ДОУ.
Актуальность проекта:
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому формирование у детей основы культуры рационального природопользования необходимо начинать с самого раннего возраста. С целью формирования культуры природопользования, в частности, воспитания бережного отношения к воде, в группе «Бельчата» мной был разработан проект «Волшебница-водица» для детей младшего дошкольного возраста. Эта тема была всегда актуальной и до сих пор её можно и нужно исследовать.
Взяв эту тему, я хочу, чтобы мои дети поняли, что вода очень важна для всех живущих на Земле. Хочется также показать им, как она может меняться под воздействием человека, пробудить в них любознательность, желание как можно больше узнать. Для осуществления этого надо начинать заинтересовывать детей уже с младшего дошкольного возраста.
Цель проекта:
Создать условия для формирования у детей знаний о природе, элементов экологической грамотности.
Задачи проекта:
1. Расширять представления детей о свойствах воды.
2. Формировать представления о значении воды в жизни человека;
обогащать и активизировать словарь.
3. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную активность.
4. Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний.
5. Воспитывать бережное отношение к воде.
Предполагаемый результат:
1. Расширение представления о воде, умение определять различные состояния воды.
2. Повышение уровня развития речи, обогащение словарного запаса.
3. Формирование у родителей интереса к проблеме экологического воспитания детей.
4. Воспитание бережного отношения к воде.
Этапы проведения проекта:
Деятельность педагога.
1. Изучить уровень знаний детей о воде и её свойствах.
2. Составить план работы по реализации проекта.
3. Пополнить уголок экспериментирования материалами и оборудованием.
4. Разработать картотеку бесед, наблюдений, опытов по теме.
5. Разработать цикл занятий по изодеятельности для создания творческих работ по теме.
6. Разработать итоговое занятие с использованием опытно – экспериментальной деятельности.
7. Разработать и создать символы, обозначающие свойства и состояния воды.
8. Создать наглядный материал «Художественное слово о воде».
9. Организовать выставку детских творческих работ по теме.
10. Провести просветительскую работу с родителями по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Познакомить родителей с содержанием консультации «Как организовать опыты с водой дома».
11. Систематизировать методическую деятельность по разработке и реализации проекта и представить данный опыт коллегам в ДОУ.
12. Создать информационный материал:
§ Для родителей: памятки и консультации, стендовый доклад по организации познавательно-исследовательской деятельности детей.
§ Для детей: презентации Power Point, интерактивные физминутки, мультиальбомы, слайд-шоу по теме.
Этапы проведения проекта:
Деятельность детей.
1. Рассматривание иллюстраций, мультиальбомов, слайд-шоу по теме «Вода в природе».
2. Знакомство с содержанием презентации Power Point по теме «Что такое вода?».
3. Интерактивные игры.
4. Чтение стихов и рассказов, знакомство с пословицами, поговорками, закличками, отгадывание загадок о воде.
5. Прослушивание и разучивание песенок о воде, дожде, водоёмах, аудиозаписей из цикла «звуки природы»: «Шум моря», «Прибой», «Музыка дождя», «Гром», «Звонкий ручей».
6. Выполнение детских творческих работ по теме проекта.
7. Наблюдения за явлениями, связанными с водой.
8. Опыты с водой.
Этапы проведения проекта:
Деятельность родителей.
1. Знакомство с содержанием стендовой информации.
2. Совместная с воспитателем работа по пополнению уголка экспериментирования.
3. Проведение опытов с детьми дома по теме «Чудесные превращения воды».
4. Пополнение книжного уголка книгами о воде.
5. Чтение дома о воде (стихи, сказки и др.)
6. Фотовыставка «Для чего человек использует воду».
Этапы проведения проекта:
Практический результат.
Практические разработки материала по теме проекта, пополнение уголка по познавательно-исследовательской деятельности.
Форма презентации.
Итоговое комплексное занятие «Путешествие маленькой капельки».
Перспективный план работы с детьми:
1 неделя:
1. Беседа №1 «Вода вокруг нас».
2. Беседа №2 «Вода вокруг нас» (продолжение).
3. Беседа №3 «путешествие капельки».
4. Наблюдение №1 – за водой.
5. Наблюдение №2 – за испарением.
6. Опыт №1 «Вода прозрачная».
7. Опыт №2 «У воды нет цвета, вкуса и запаха».
8. Опыт №3 «Вода жидкая».
9. Просмотр слайд-шоу «Природные водоёмы».
10. Просмотр презентации Power Point «Что такое вода».
11. Просмотр мультфильма «О воде».
12. Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка «Вода буль-буль».
13. Рисование «Природные водоёмы: родник, ручей, озеро».
14. Загадки о роднике, ручейке, озере.
15. Подвижные игры «Пройди через речку по мостику», «Ручеёк».
16. Пальчиковая игра «Рыбка в озере живёт».
17. Физминутка «Дождик».
18. Прослушивание аудиозаписей из цикла «Звуки природы»: «Звонкий ручей».
19. Чтение стихотворений «Дождик» (В.Минькова), «Сколько знаю я дождей» (А.Тараскин), «Ручеёк» (Т. Жиброва).
20. Заклички, пословицы, поговорки о воде.
2 неделя:
1. Беседа №4 «Вода нужна всем».
2. Беседа №5 «Волшебница -вода».
3. Беседа №6 «Берегите воду».
4. Наблюдение №3 – за растениями.
5. Наблюдение №4 – за снегом.
6. Опыт №4 «Вода не имеет формы».
7. Опыт №5 «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются».
8. Опыт №6 «Вода, растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах».
9. Просмотр мультфильма «На воде» (Союзмультфильм).
10. Просмотр мультфильма «Берегите воду» (Аквафор – чистая питьевая вода).
11. Просмотр слайд-шоу «Водопады».
12. Рисование «Природные водоёмы: болото, река, водопад».
13. Загадки о болоте, реке, водоёме.
14. Подвижная игра «Болото: с кочки на кочку».
15. Пальчиковая игра «Вышел дождик погулять».
16. Интерактивная физминутка «Весёлое болото».
17. Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка «Дождь в ладошках».
18. Прослушивание аудиозаписей из цикла «Звуки природы: шум водопада».
19. Лепка «Озеро с камышами».
20. Чтение стихотворений «Что случилось с рекой» (Б. Заходер), « Капля дождевая» (Т. Маршалова), «Капелька» (Г. Люшнин).
21. Заклички, пословицы, поговорки.
3 неделя:
1. Беседа №7 «Дождь».
2. Беседа №8 «Туман».
3. Беседа №9 «Град и снег».
4. Наблюдение №5 – за таянием льда, снега.
5. Наблюдение №6 – за сосульками.
6. Опыт №7 «Вода бывает тёплой, холодной и горячей».
7. Опыт №8 «Пар – это тоже вода».
8. Опыт №9 «Лёд – твёрдая вода, тает в тепле».
9. Просмотр слайд-шоу «Подводный мир океана».
10. Просмотр обучающего мультфильма «Азбука безопасности – за бортом».
11. Рисование «Природные водоёмы: море, океан».
12. Загадки о море, океане.
13. Подвижная игра «Снежиночки-пушиночки».
14. Пальчиковая игра «Ветер на море».
15. Физминутка «Снеговик».
16. Прослушивание аудиозаписей из цикла «Звуки природы»: «Шум океана», «Шум моря», «Прибой».
17. Просмотр презентации Power Point «Что такое вода».
18. Просмотр видеоматериала «Загадки о воде».
19. Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка «Синяя вода».
20. Чтение стихотворений «Алёшка и снежок» (Е. Андреева), «Трудолюбивая вода» (В. Иванова), «кто не умывается» (П. Синявский).
21. Заклички, пословицы, поговорки.
4 неделя:
1. Беседа №10 «Роса».
2. Беседа №11 «Водоёмы».
3. Беседа №12 «Водный транспорт».
4. Наблюдение №7 – за облаками.
5. Наблюдение №8 – за осенним дождём.
6. Опыт №10 «Лёд – легче воды».
7. Опыт №11 «Лёгкие предметы не тонут, тяжёлые опускают на дно».
8. Опыт №12 «В солёной воде предметы не тонут».
9. Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка «Облака – белогривые лошадки».
10. Просмотр слайд-шоу «Искусственные водоёмы».
11. Просмотр обучающего мультфильма «Безопасность на воде летом».
12. Рисование «Искусственные водоёмы: фонтан, бассейн, аквариум».
13. Загадки о бассейне, аквариуме, фонтане.
14. Подвижная игра «Дождик».
15. Пальчиковая игра «Капитан».
16. Интерактивная физминутка «Чунга-чанга».
17. Просмотр мультиальбома «Водоёмы» (с использованием детских творческих работ).
18. Прослушивание аудиозаписей из цикла «Звуки природы»: «Спокойная музыка и морской прибой», «Дельфины», «Пение птиц и звуки моря».
19. Просмотр обучающей презентации Power Point «Вода, вода, кругом вода».
20. Аппликация «Рыбки в аквариуме».
21. Чтение стихотворений «Речка зимой» (В. Фетисов), «Моряк» (Е. Стеквашова)
22. Итоговое занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие капельки».
Фотоматериалы проекта:
Опыт №1. «Вода прозрачная»
Опыт №2. «У воды нет цвета, вкуса и запаха»
Опыт №3. «Вода – жидкая, может течь»
Опыт №4. «В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые не растворяются»
Опыт №5. «Вода бывает тёплой, холодной, горячей»
Опыт №6. «Лёд и пар – это тоже вода»
Опыт №7. «Лёд – твёрдая вода, тает в тепле»
Опыт №8. «Лёгкие предметы не тонут, тяжелые опускаются на дно»
Опыт №9. «В солёной воде предметы не тонут»
Опыт №10. «Вода, растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах».
Наши наблюдения:
1. За водой:
2. За испарением:
3. За растениями:
4. За снегом:
5. За таянием снега:
6. За сосульками:
7. За облаками:
8. За дождём:
Беседы:
Наши рисунки:
«Озеро»
«Водопад»
«Море, океан»
«Фонтанчик у китёнка»
Лепка:
«Озеро с камышами»
Аппликация:
«Рыбки в аквариуме»
Мы играем в подвижные игры:
Мы играем в пальчиковые игры:
Наши физминутки:
Итоговое занятие «Путешествие капельки»:
Деятельность родителей.
Показатели результативности проекта
дети проявляют повышенный интерес к познавательной и опытно-исследовательской деятельности;
- дети самостоятельно проделывают опыты, делают простейшие обобщения или выводы по результатам опытов;
- самостоятельно устанавливают взаимосвязи: снег – вода – лед; лед – вода – лед. |