Понедельник
06.05.2024
06:51
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Детский сад № 25 " Ромашка"
Главная Регистрация Вход
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ИГРОТЕКА »
Меню сайта

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Логопедическая игротека

Уважаемые родители, даже самые нерадивые и занятые из вас безусловно знают, что с ребенком надо заниматься. Только вот чем и как? В дошкольном детстве ведущим видом деятельности является ИГРА, поэтому знания и умения у детей-дошколят лучше всего формируются именно в игре. Итак, занятия с детьми проводим в форме игры. Теперь определимся с целями. Нам нужно:

-сформировать артикуляционный праксис (научить органы артикуляции слушаться)

-развить фонематический слух и восприятие (научить слышать и анализировать звуки и речь)

-обогатить словарный запас и научить пользоваться языковыми средствами.

Логопедические игры позволяют решить все эти задачи и не требуют подготовки. Их можно проводить в дороге, на прогулке, занимаясь домашними делами.

Игры, направленные на формирование артикуляционного праксиса.

-упражнения-подражания: «лягушка улыбается», «слоник тянет хоботок», «язычок играет в прятки», «часики», «язычок качается на качелях», «маляр красит потолок»,  «сердитая кошечка» (язык выгнул спинку), «вкусное варенье» (облизать верхнюю губу), «лошадка».Больше всего дети любят делать артикуляционную гимнастику ,сопровождаемую сказкой: Жил-был язычок в домике. В домике у него были двери (зубы),крылечко (ниж. Губа),стены (щеки),потолок (небо).Вышел как-то язычок на крылечко, лег загорать. Вдруг подул ветер, язычок спрятался. Снова выглянул, и снова спрятался (упр. Прятки)Посмотрел налево, потом направо, и снова-налево, направо (упр.часики).Решил навести порядок в доме-помыл стены, почистил двери (нижние зубы и верхние),покрасил потолок (упр.маляр).И так у него стало чисто и красиво, что он от радости защелкал (упр. Лошадка).Вы можете сами сочинять такие сказки, включая в них артикуляционные упражнения, или поискать их в интернете. Дети чутко отзываются на ритм поэтического слова и с удовольствием выполняют упражнения, сопровождаемые стихами, песенками. Например:

-очень нравится лягушкам тянуть губки прямо к ушкам (упр.лягушка)

-подражаю я слону, губы хоботком тяну (хоботок)

-хобот приоткрой немножко, получается окошко (упр. Окошко)

Все с начала начинай, по-порядку повторяй (чередование упр. Для губ)

-Язык лопаткой положи, так широким и держи

 Язык надо расслаблять и под счет его держать: раз, два, три, четыре, пять.

-ну-ка быстро, раз, два, три- язык в иголку преврати,

 Язык в иголку превращаю, заостряю и сужаю-раз,два,три,четыре,пять-стал лопаточкой опять

(чередование упр.»иголочка»- «лопаточка»)

-Язык в змейку превращается, упражненье начинается:

-расшалилась наша змейка, повторять за ней сумей-ка-

 То бросается вперед, то опять назад ползет,

 Вперед-назад, вперед-назад, язычок зарядке рад.

-Язык широкий положи, его ковшиком держи, осторожно в рот вноси.(упр. «чашечка»)

Разве может быть сомненье-было в ковшике варенье,

 Жаль, осталось на губе,

 Язычок я подниму, и варенье облизну.(облизать верхнюю губу).

 В доме много неполадок, надо навести порядок:

 Чистим зубы, чистим зубы, и снаружи и внутри-не болели чтоб они.

-Красить комнату пора, пригласили маляра-

 Языком вперед-назад, наш маляр работе рад.(упр.маляр)

-Язычок повеселел, вправо-влево посмотрел, убедился: все в порядке, покатался на лошадке (щелк.)

 На крылечке полежал, на качели побежал,

-На качелях я качаюсь: вверх-вниз, вверх-вниз,

 Я до крыши поднимаюсь, а потом обратно вниз.

Ох, пора и отдохнуть, ну а завтра-снова в путь!

 Полезны  упражнения на дутье (игра на дудочке, мыльные пузыри и т. д.).Также поучите детей элементарному звукоподражанию (кто как кричит, что как звучит?),четко произнося копируемый звук и демонстрируя ребенку артикуляцию. Например: «посмотри, я сделала губы «окошечком»,язык подняла вверх «чашечкой» и могу шипеть, как сердитая кошечка: ш-ш-ш. Подражая звучанию разных предметов ,животных и сказочных героев используйте голосовую модуляцию (тоненьким и грубым голосом),интонационную выразительность.

Планируемый результат: ребенок должен копировать все заданные позиции языка: поднимать его и опускать, заводить в сторону, уметь языком находить щеки, небо, верхние и нижние зубы, чувствовать положение языка во рту, произвольно менять мышечный тонус языка-напрягать и расслаблять мышцы языка, владеть носовым и ротовым выдохом, уметь подавать направленную воздушную струю, различать длинный и короткий, теплый и холодный выдох, владеть средствами интонационной выразительности, голосовой тональностью (говорить высоким и низким голосом).Дети старшего дошкольного возраста должны уметь анализировать артикуляции всех звуков речи по плану:1.Положение губ. 2.Положение зубов. 3.Положение всех частей языка (кончик, спинка, края). 

Игры ,направленные на развитие фонематического слуха и восприятия.

Развитие фонематического слуха и восприятия не менее важно, чем коррекция звукопроизношения, эти процессы тесно друг с другом связаны.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ-умение воспринимать, различать звуки речи. ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ-умение анализировать звуковой состав слова, определять последовательность звуков в слове, его слоговую структуру. Нарушение фонематического слуха часто является причиной неправильного звукопроизношения или его следствием. В любом случае нарушение фонематического слуха сопутствует нарушению звукопроизношения. Речь ребенка формируется по подражанию, и часто ребенок начинает копировать неправильный вариант произнесения звука, принимая его за верный. Это объясняет ситуацию, когда большая часть группы имеет одинаковый дефект звукопроизношения, либо ребенок копирует неправильное звукопроизношение у родственников. Довольно распространенные случаи искажения слов, связанные с недостатком фонематического слуха: Глинный (вместо Длинный),траНвай,Небель и т.д..Нарушение фонематического восприятия обычно проявляется в речи в виде упрощения, искажения слоговой структуры слов (атобус,скоровода и т. д.)Нарушение и недоразвитие фонематического слуха и восприятия значительно затрудняют обучение грамоте, приводят к нарушению письменной речи-дисграфии, задерживают процесс автоматизации поставленных звуков речи. Развивать фонематический слух и восприятие тоже можно в игре.

*соблюдайте разницу между понятиями «звук» «буква»-если вы только называете слова, речь может идти  лишь о звуке, буква-это письменный знак,ее можно только написать, увидеть,прочитать,но не произнести.

-Определение наличия звука в слове. Задания могут быть такими: выбери только те картинки (игрушки),в которых прячется звук…(например С).Я буду называть слова, а ты хлопни в ладоши, если услышишь звук … .

-Придумывание слов с заданным звуком.

-Определение позиции звука в слове. Где в слове спрятался звук …? (вначале,середине,в конце)

 Размести картинки в автобусе, если звук в начале слова-картинку положи в первое окошко,если звук  в середине слова-во второе, а если звук в конце слова-в третье.

Придумай слова с заданным звуком в начале, середине, конце слова.

Какой звук в слове первый, второй…последний?

-игра «Звуковая цепочка»: я назову слово, а ты-слово, которое начинается на последний звук моего слова.(например: кошка-ананас-самолет-танк и т. д.)

-слова-паронимы (слова, отличающиеся одним звуком)Покажи ,где коза, а где коса, лук-люк, суп-зуб и т. д.

-игра «Подскажи словечко»-любые короткие рифмовки, в них нужно не договорить последнее слово, предоставить ребенку возможность самому подсказать слово в рифму :например:

Подарили нам игрушки, целый день стреляли….(пушки) и. т. д.

-Игра «Магазин»-отхлопывание слоговой структуры слов. Купить игрушку или картинку можно. Отхлопав ее название по слогам.

-Игра «Ребусы»-нарисуйте «зашифрованное» слово-каждый звук в слове обозначьте картинкой, в названии, которой этот звук первый

-развитие фонематического слуха и восприятие в младшем дошкольном возрасте следует начинать с неречевых звуков (молоточек.погремушка.колокольчик,шуршание бумаги),опознания этих звуков (угадай ,что звучит?),опознания звукоподражания (кто кричит:ко-ко,ку-ку,ав-ав…)

Далее постепенно переходить к определению наличия звука в слове,начиная с гласных и ярких согласных (р-р,ж-ж…),звуки при этом должны произносится утрированно, выделятьсяголосом. Игра «Магазин» тоже доступна малышам.

Если ваш ребенок знает буквы,дополняйте все задания еще и работой по соотнесению звука и буквы.Например:какой звук в слове первый?-положи такую букву и т. д.. Очень часто дети, знающие буквы начинаю сами читать и составлять слова из букв в процессе работы над развитием фонематического слуха и восприятия.

 

Архив записей

Поиск