Адаптация детей
раннего возраста группа «Капелька»
Альмухаметова Эльза Мударисовна
Воспитатель первой квалификационной категории
Срок проекта: сентябрь-декабрь
Проблема: создание условий успешной адаптации детей раннего возраста
от 1,5 до 2 лет
Актуальность проблемы:
С приходом ребенка в детский сад его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, новое пространство, другое общение, отсутствие родителей и близких родственников, постоянный контакт со сверстниками , необходимость слушаться и подчинятся незнакомому до этого человеку.
Все это обрушивается на него одновременно создавая стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям.
Противоречия: Повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения, с одной стороны, и повышение образовательной нагрузки в дошкольном учреждении – с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной. Как видно из предварительной диагностики будущих воспитанников детских садов, из анализа табеля посещаемости, листов адаптации детей и изучения их медицинских карт, общий уровень адаптации детей очень низок. На сегодняшний день приоритетным направлением для всех нас является здоровье сбережение. Особенно это касается раннего возраста, где актуальность проблемы проявляется с явной очевидностью.
Цель:
Систематизация работы по созданию благоприятных условий социальной адаптации детей у условиях детского сада.
Задачи проекта:
1.Создать условия, обеспечивающие ребенку психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям группы.
2.Вызвать положительное отношение к детскому саду у детей и их родителей.
3.Формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания.
4.Закладывать основы взаимодействия друг с другом, формируя доверие и привязанность к воспитателю.
5.Побужать у детей эмоциональную отзывчивость к окружающей действительности (природа, окружающие предметы, картины, иллюстрации, музыка и т.д.).
Материалы и средства реализации:
- консультации
-адаптационные карты
-картотека подвижных игр
- развивающие игры по сенсореке
- физкультминутки
-картотека пальчиковых игр
-игры с песком
-игры с водой
-игры со шнурками, пуговицами
-сенсорное оборудование (пирамидки, вкладыши, конструктор Лего, автомобили и т.д.
-диски с музыкой и сказками
-фланелеграф со сказками
-сухой бассейн (фасоль, пуговицы и т.д.)
Предполагаемый результат:
-успешное прохождение детьми адаптационного периода с высокой вероятностью легкой и средней степени адаптации.
- формирование положительного отношения к детскому саду;
- расширение жизненного опыта детей, обогащение чувственного мира:
- снижение уровня заболеваемости:
-привлечение родителей к участию в жизни группы и сада.
-тесный эмоциональный контакт между воспитателями и детьми.
Этапы реализации проекта:
1 этап – организационный
- создание базы данных о будущих воспитанниках
- родительское собрание по теме «Адаптация ребенка к детскому саду»
- накопление информации и материалов
- картотека игр: дидактические, развивающие, подвижные, пальчиковые и т.д.
-консультация для родителей по проблеме адаптации детей к детскому саду
-оформление адаптационных карт на каждого ребенка.
2 этап - продуктивный
- ликвидация всех неблагоприятных последствий(с целью повышения функциональных и адаптационных возможностей организма)
проведение занятий
рассказывание и показывание (на фланелеграфе)сказок
упражнение с использованием сенсорных элементов
-подвижные игры
организация режимных моментов: утренняя гимнастика, умывание, проведение игр, прогулка, засыпание.
План реализации программы
Здоровье
Виды деятельности: «кран откройся –нос умойся», «водичка, водичка», «тут и мыло подскочило..»закаливающая гимнастика после сна и т.д.
Задачи: -поддерживать игровую мотивацию
-приобщать детей к закаливающим процедурам
-создавать положительные эмоции и благоприятный климат в группе.
Физическая культура
Виды деятельности: Утренняя гимнастика, физические упражнения (пройди по узкой дорожке, по широкой, перешагни, перепрыгни через ручеек, подбрось , прокати мяч , прыжки вверх поймай бабочку и т.д.), подвижные игры «Лохматый пес», «Кот и мыши», Солнышко и дождик» и т.д.,
Задачи: - развивать ДА с целью укрепления здоровья
-формировать внимательность и умение выполнять правила
-воспитывать доброжелательные отношения.
Социализация
Виды деятельности: Сюжетно- ролевая игра: «В гости кукле Кате»
Дидактические игры:
«Накормим куклу Катю», «Оденем куклу Катю», «Покатаем куклу на машине», «Уложим куклу спать», «Игры с пуговичками», «
Пальчиковые игры: « В нашем доме кошки жили»«Кулачками били- домик мастерили»«На двери висит замок»
Задачи: Содействовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками;
- обогащать опыт детей в играх с дидактическим материалом;
-развивать наблюдательность, внимание и память
Труд
Виды деятельности: Дидактические игры: «Поможем кукле Тани одеться на прогулку»
привлечение родителей к участию в жизни группы и детского сада.
Задачи: Воспитывать добрые чувства , заботу к друг другу.
Участие родителей в конкурсах ДОУ
Конкурс скворечников
Участие в конкурсе «Родники»
Познание
Виды деятельности: Дид. игры, «большой –маленький», «один- много», «Построим домик », «Рисование на песке», «Чьи детки», «Подбери такую же картинку». « Игры с цветом»
Конструктивная деят-ть: дорожки длинные-короткие, широкие-узкие, машины, паровозик, мебель для кукол.
Задачи: - учитывать узнавать и называть предметы
-развивать тактильные ощущения
-учить воспроизводить звукоподражание, размер: большие – маленькие, пространство: далеко- близко, количество: один- мало
-знакомство с мебелью
- учить создавать постройки, накладывать детали друг на друга и ставя их рядом по образцу
- обыгрывать постройки
-общаться с воспитателем, со сверстниками
Коммуникация
Виды деятельности: Чтение потешек, стихов: «Наши кошки в доме жили», «Зайку бросила хозяйка», «Кулачками били домик мастерили», «Ладушки, ладушки»
Задачи: - создать благоприятные условия для эмоционального контакта с детьми
- учить внимательно слушать воспитателя
- формировать умение отвечать на вопросы, подводить к обобщающему понятию
- умению повторять фразы, активизировать слова детей за счет звукоподражания героев потешек и стихов
Безопасность
Виды деятельности: рассматривание сюжетных картинок
Задачи: - развивать интерес к сверстникам;
- знакомство с правилами безопасного взаимодействия друг с другом
Результативность
Систематизирована работа адаптационного периода;
Большинство детей легко вошло в новую среду;
Тесное взаимодействие всех учасников проекта;
Расширились знания педагогов о создании условий
для успешной адаптации детей;
Разработано и создано внутреннее убранство группы,
предметно-пространственная и развивающая среда;
Пополнены методическая и дидактическая среды.
Заключение:
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы.
Тема проекта была выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую, музыкально - игровую). Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей, дети проявляли интерес и желание играть, возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей.
В ходе реализации данного проекта адаптация детей к детскому саду прошла без осложнений; эмоциональное напряжение детей понизилось, игра помогла детям успокоиться, развить коммуникативные способности. |