Суббота
04.05.2024
00:38
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Детский сад № 25 " Ромашка"
Главная Регистрация Вход
Как обучать детей 3, 4 лет математике? »
Меню сайта

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

      Консультация «Как обучать детей 3, 4 лет математике?»

    (  воспитателя  Волковой Н.В.)

  Математические игры для детей 3, 4 лет

Часто мы слышим, как считает ребенок трех лет: «Один, два, три, четыре, пять». Причем он делает это совершенно серьезно и с увлечением. В этом возрасте его интересуют предметы и их качество: форма, цвет, размер, расположение в пространстве, — и их количество. А как научить ребенка этого возраста элементарным математическим действиям и понятиям? Для этого надо учиться, играя. Ведь только в игре ребенок ненавязчиво овладевает математическими навыками. И тогда он сможет помочь маме разложить столько ложек на столе, сколько тарелок в стопке. И, не ссорясь с сестрой, разделить поровну пять конфет.

Вот несколько полезных советов для воспитания будущих великих математиков

♦ Сначала нужно научить ребенка сравнивать группы предметов, не считая их.

♦ Научите использовать в речи понятия: «один», «много», «ни одного», «мало», «поровну», «больше», «меньше».

♦ Сравнивать между собой предметы нужно сначала по одному-двум математическим признакам (форма, размер).

♦ Ребенок должен понять, что количество предметов не зависит от их расположения в пространстве, расстояния между ними.

♦ Помните, что ребенок 3-4 лет лучше считает предметы, а не цифры.

«Матрешки-подружки»

   Игра учит сравнивать предметы по росту.

Необходимый инвентарь: матрешки, колечки от пирамидок по числу матрешек.

◈ Как играем: рассмотрите с ребенком матрешек. Расскажите стихотворение:

Подарили мне матрешку.

Допустила я оплошку

Разломала пополам:

Интересно, что же там?

Там еще одна матрешка,

Улыбается, дурешка,

Хоть и жаль ее ломать,

Буду дальше разбирать.

  ◈ Скажите, что одна шаловливая матрешка убежала и теперь не может найти свое место, придется ей помочь. Матрешки можно расставлять по росту и наоборот. Предложите угостить их фруктовым салатом. Каждой матрешке дайте миску (колечко) по ее размеру.

◈ Закрепляем: можно включить в игру ложечки (палочки разной длины). Ведь ребенок не даст самой большой матрешке самую короткую палочку? А если даст не очень длинную, придется сравнить ее с другими.

     ◈ Обыграйте ситуацию «после обеда». Придумайте свою историю про матрешек.

    ◈ А что можно еще сравнивать по размеру, по росту? Бумажные кружочки, наклеив их на бумагу от самого большого до самого маленького; пирамидки по росту, если их у вас несколько штук. А как же игрушки-зверушки? Кто из них самый высокий? (Жираф, медведь, волк, лиса, заяц и т. д.). Недаром говорят: «Жираф большой, ему видней».  

    

«Чей ботинок?»

   Сбросьте в кучу обувь членов вашей семьи. Поставьте коробки или пластиковые корзины (по количеству человек) и дайте ребенку задание принести, к примеру, папин кроссовок. Потом скажите, в какую именно корзину нужно его положить. Затем попросите отыскать ему пару. В этой игре учим ребенка: во-первых, обращать внимание на детали (папин ботинок большой, мамин поменьше, мамина туфелька с каблучком), во-вторых, находить пару, в-третьих, слышать инструкцию и четко следовать ей, в-четвертых, раскладывать вещи по местам.

«Цветные ленточки»

Игра знакомит с понятием длины

Необходимый инвентарь: две ленточки разного цвета, разной длины, но одинаковой ширины, наклеенные на один стержень, карандаш.

◈ Как играем: устройте веселое соревнование по сворачиванию лент. Обратите внимание на то, что одну ленту удалось свернуть быстрее. Выясните причину этого (выясняет ребенок, а вы соглашаетесь с ним). Для этого разверните и положите их рядом, выровняв с одного конца. Или наложите их друг на друга — длинная лента будет выглядывать. «Вот такая она любопытная!».

◈ Закрепляем: сверните 3-4 ленточки. Отметьте, какая самая короткая, длиннее и т. д. Наклейте полоски разной длины на бумагу. Разница по длине — 2 см. А что это будет, пусть придумает сам ребенок.

«Речка-реченька»

Цель игры: Выделение признака ширины; развитие речи

Необходимый инвентарь: четыре ленточки.

◈ Как играем: скажите, что сегодня отправитесь в путешествие на полянку, путь до которой лежит через лес. А чтобы было веселее, можно петь песенки, наблюдать за бабочками или за любимыми мамиными цветами. Итак, поем: «Вот оно какое, наше лето...». А вот два ручья (из ленточек): один широкий, другой узкий. Узкий можно перешагнуть. А через широкий придется перепрыгнуть, не замочив при этом ноги. Выясните, почему нужно прыгать (второй ручей шире первого). А если на полянку проехать на папиной машине?

◈ Закрепляем: «Через мост перейти надо нам, ребята...». Предложите ребенку построить мосты через ручейки-речки. Их можно сделать из картона, ватмана. Как правильно подобрать его длину? Приложить к речкам. Обыграйте ситуацию.

◈ На улице сравнивайте ручейки по ширине. Напомните о том, что ноги мочить нельзя, а вот пускать кораблики можно.

  

«Измеряй-ка»

Игра знакомит детей с понятием величины: высота, длина, ширина.

Развивает творческое воображение, речь.

◈ Закрепляем: напомните ребенку, что те предметы, которые нельзя сравнить, прикладывая друг к другу (стол, скамейку и т. д.), можно мерить меркой. А может, скамейки выкопать и измерить их? Посмейтесь вместе.

◈ Поиграйте в игру «Измеряй-ка». Мерить в квартире можно все: стол, кровати, стулья и т. д. Что выше, ниже, шире? Для меры можно использовать нитки, шнур. Например, отмерить длину крышки одного стола и этой мерой измерить крышку другого стола.

«Наблюдатели фигур»

Игра учит группировать геометрические фигуры по их признакам.

Необходимый инвентарь: геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник — одного цвета и размера, счетные палочки.

◈ Как играем: предложите поиграть в игру «Будь наблюдательным». Сравните фигуры. Чем они отличаются? А есть ли похожие? Не торопите, пусть ребенок сам ответит. Сделайте вывод: круглые фигуры можно обвести пальчиком, у них нет углов. Многоугольники все с углами. У треугольника их меньше всего. А чем отличается квадрат от прямоугольника?

◈ Закрепляем: наклейте фигуры на бумагу: круглые с одной стороны, многоугольники — с другой. Поиграйте в игру «Рисовалки». Нарисуйте точки по контуру круга, треугольника (три точки-вершины), квадрата (четыре точки) и т. п. Ребенок должен соединить их. Отметьте, что получается фигурная страна. Не забывайте хвалить ребенка.

◈ Усложняем: выкладывайте фигуры из счетных палочек, спичек (без серы), из кусочков проволоки и т. п.: квадрат — по две палочки каждая сторона; треугольник — по одной палочке каждая сторона. А круг из чего сделать? А овал? Чем он отличается от круга? Для наглядности можно наложить их друг на друга. Поиграйте в игру «На что похоже?». Зеркало, яйцо — на овал, книга — на прямоугольник и т. д.

  

«Все такие разные»

Игра учит группировать геометрические фигуры по их признакам

Необходимый инвентарь: геометрические фигуры разного цвета и размера.

◈ Как играем: дайте ребенку коробку с перемешанными в беспорядке геометрическими фигурами (сначала все фигуры должны быть одного размера, но разных цветов). Предложите ему самостоятельно навести порядок: все круги сложить в одну стопочку, все квадраты — в другую и т. п. Отметьте, например, что среди кругов есть и желтые, и красные, и зеленые.

◈ Усложняем: добавьте в коробку фигуры разного размера и также предложите разложить их по стопочкам. Отметьте, например, что среди кругов теперь есть и большие, и маленькие, и синие, и красные.

◈ Если ребенку трудно отличить круг от овала, то можно положить их сначала рядом. Или для наглядности наложите круг и овал друг на друга (они должны обязательно быть разного цвета). Продолжайте играть в игру «Дорисуй-ка»: рисуйте фигуры по опорным точкам.

"Учимся, играя»

Игра закрепляет элементарные знания о геометрических фигурах

Необходимый инвентарь: геометрические фигуры большого размера, в том числе прямоугольные треугольники, треугольники со сторонами разной и одинаковой длины.

◈ Как играем: покажите ребенку сундучок Мудрой Совы, куда сложены разные фигуры. Рассмотрите их. Если фигуры переворачивать, они от этого изменятся или нет?

◈ Итак, играем. Выложите из фигур на полу машину, дом, лодочку, солнце и т. д. Фантазируйте вместе с ребенком. А если выложить несложный сюжет: домик, солнце, елочку?

Дерзайте. Но не мешайте ребенку самому делать выбор. А может, он самостоятельно будет выкладывать сюжеты? Вы в это время сможете заняться своими делами. А потом вместе придумаете рассказ по картине.

« Собирай-ка »

Игра развивает целостное восприятие.

Необходимый инвентарь: геометрические фигуры, в том числе полукруги, полуовалы.

◈ Как играем: поиграйте в игру «Собирай-ка»: сложите круг из двух полукругов, треугольник из двух меньших, квадрат из двух прямоугольников и т. д.

◈Внимание: если ребенок не справляется с заданием, то можно предложить разрезать, например, круг пополам. А затем из половинок сложить его. Аналогично с другими фигурами.

◈Хотите, чтобы ребенок лучше справлялся с заданием? Наклеивайте собранные фигурки в тетрадь. Тетрадь храните и добавляйте в нее новые элементы, сюжеты (домик из квадрата и двух треугольников, солнце из двух полуовалов) и т. п. Ну а если ваш ребенок сложит прямоугольник из большого квадрата и двух маленьких? — Значит, у вас растет будущий математик.

◈ Закрепляем: поиграем в игру «Дорисуй-ка», дорисуем лодочке флаг (из прямоугольного треугольника), машине — колеса (круги) и т. д.

Игра «Долгоиграющий» коврик»

Игра развивает усидчивость, внимание и мелкую моторику пальцев рук.

Оборудование к игре: тканевый коврик (фланель, фетр, ковролин) ; набор шерстяных ниточек разной длины и контрастного цвета в количестве от 3 до 10 штук.

Почему ниточки, а не шнуры или веревочки? Ниточки более "капризны и непослушны", с ними надо подружиться!

 «Кто ходит в гости по утрам».

Игра на составление множества из двух подмножеств, на закрепление понятии «один», «много», «ни одного»

Необходимый инвентарь: сюжетные игрушки, кружочки двух цветов: красного и желтого.

◈ Как играем: «Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро, тарам-парам, тарам-парам, на то оно и утро». Поиграйте с игрушками, скажите, что к нам утром пришли гости и нужно угостить их яблоками (кружочками). На тарелке лежат яблоки: сколько их? (Много.) А гостей? (Мало.) Раздайте сначала желтые яблоки и спросите: «Сколько еще яблок осталось?» (Много.) «Каких?» (Красных.) Раздайте и их тоже. «Сколько яблок на тарелке?» (Ни одного не осталось.) «Сколько яблок дали каждому гостю? (По одному.) «Сколько желтых, красных яблок?» (Много). «Сколько всего яблок?» (Яблок много, среди них есть и красные, и желтые.)

◈ Закрепляем: если вы на кухне моете яблоки, предложите разложить их в тарелки по цветам. Отметьте, что яблок много, но среди них есть много, например, яблок зеленых и желтых (множество яблок состоит из подмножества желтых и зеленых).

◈ Убирая игрушки в коробку, задавайте те же вопросы.

➣ Внимание: А что такое мало, как его определить? Посмейтесь с ребенком: если конфеты вкусные, мы говорим, что их мало. Получается, что «мало» — понятие относительное.

◈ Поиграйте в игру «Один - много». «Каких предметов много на кухне?» (Тарелок, ложек.) «А один предмет?» (Ваза, картина и т. д.) В ванной: одно зеркало, ванна, коврик, много тюбиков с шампунем, полотенец и т. д. На улице: много домов, листьев и т. д.

 

Архив записей

Поиск