Понедельник
06.05.2024
03:00
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Детский сад № 25 " Ромашка"
Главная Регистрация Вход
игры от логопеда »
Меню сайта

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Игры, направленные на развитие связной речи

     Ребенок, имеющий нарушения звукопроизношения вполне может быть успешен и в жизни и при обучении в школе. Но если у него не развита связная речь, бедный словарный запас и он не умеет строить самостоятельное речевое высказывание, то обучение в школе будет довольно проблематичным :ребенок не сможет усваивать материал устных предметов, будет избегать самостоятельных ответов на уроках, не сможет писать под диктовку, опираясь на память (а большинство детей не успевает записать текст, пока учитель диктует и дописывают его по памяти),будет испытывать трудности при восприятии и понимании содержания задач по математике. Да и общение с другими людьми у такого ребенка будет складываться нелегко. Поэтому именно развитие связной речи  главная  задача в дошкольном возрасте.

    Связная речь включает в себя:

* словарный запас (лексика);

* грамматический строй речи (умение правильно употреблять слова в речи, согласовывать слова в предложении друг с другом в роде, числе, падеже, менять форму слова, образовывать слова с помощью приставок, суффиксов, путем сложения корней слов, правильное использование предлогов).

 Кроме того в понятие «связная речь» входит умение строить предложение, составлять рассказ, вести диалог, формулировать собственные мысли.

       Наиболее часто встречающиеся трудности:

* бедность словарного запаса,

* трудности с подбором антонимов и синонимов,

* нарушение связи слов в предложении,

* нарушение структуры предложения (пропуски подлежащего или  сказуемого),

* трудности с пониманием и использованием предлогов,

* аграмматизмы (употребление неправильной, искаженной формы слова, нехарактерной для русского языка-например: Много КОРОВОВ)при словоизменении,

* образование уменьшительно-ласкательной формы слова,

* образование относительных и притяжательных прилагательных,

*  подбор однокоренных слов,

* неумение составлять связное высказывание.

Игры, направленные на расширение словарного запаса:

-Игра «Наоборот» :я скажу тебе слово, а ты слово «наоборот» .Например: вода бывает холодная, а бывает…(горячая),длинный-…(короткий), тонкий-…(толстый) и т. д.

-Игра «По-другому» :назови слово по-другому: смелый-…(храбрый),умный-…(сообразительный),идет-…(шагает) и т. д.

-Игра «Назови одним словом»: стол, стул, диван-как это назвать одним словом? (мебель).Таким образом закрепляются обобщающие понятия: овощи, фрукты, транспорт ,инструменты одежда, обувь ,дикие и домашние животные, деревья, птицы, рыбы, грибы, цветы и т. д.

Игры, направленные на формирование навыка словообразования:

-Игра «Волшебник»-я тебе назову большой предмет, а ты его сделай маленьким Например: ДОМ…(домик),СУМКА-…(сумочка), КОВЕР-…(коврик), ДЕРЕВО-…(деревце) и т. д.

Другой вариант этой же игры: Я назову один предмет, а ты сделай, чтобы их стало много. Например: МАШИНА-…(машины),УХО- (уши).Попробуйте и наоборот, мама называет много предметов, а ребенок -один.

-Игра «Магазин»-на образование относительных прилагательных. Например: ребенок -«продавец» должен подсказать маме, как правильно называется сок ИЗ ЯБЛОК-яблочный, ИЗ ВИНОГРАДА-виноградный. Таким же образом можно играть в ресторан, делая заказы: мне КАРТОФЕЛЬНОЕ пюре, ОВСЯНУЮ кашу, ОГУРЕЧНЫЙ салат. Можно выбирать наряды: ШЕЛКОВОЕ платье, ШЕРСТЯНОЙ свитер, МЕХОВУЮ шубу, ЗОЛОТОЕ украшение. Главное ,чтобы ребенок понял связь между существительным и полученным из него прилагательным. Например: ножницы из железа-ЖЕЛЕЗНЫЕ, стакан из стекла-СТЕКЛЯННЫЙ и. т. д.

-Игра «Прятки»- на образование притяжательных прилагательных. Например: вы договариваетесь с ребенком о правилах игры: все звери в лесу попрятались, НО Я ВИЖУ ЗА КУСТОМ ЛИСИЙ ХВОСТ, значит там-…(лиса), В ДУПЛЕ БЕЛИЧЬИ УШИ-кто там? Далее попросите ребенка самого придумать чьи части тела и где он заметил. Поиграйте с детьми в эту игру, и увидите, сформирован ли у ребенка достаточный речевой опыт для правильного словообразования или он будет нещадно коверкать русский язык, допуская забавные, но все же ошибки.

-Игра «Родственные слова»-мы используем на занятиях для этой игры пирамидку, но можно слова обозначать любыми предметами, например фишками, и устроить соревнование «кто больше назовет родственных слов». Здесь нужна предварительная работа, чтобы ребенок понял, что такое слова-родственники: сначала предложите картинки «река» , «море», «моряк». Пусть ребенок сам определит, какие слова из предложенных-родственные. Объясните, что в родственных словах есть общая, одинаково звучащая часть. Но и по смыслу они должны быть близки ,например в словах «рис» и «рисунок» есть общая часть, но смысл разный. Теперь попробуйте задать главное слово и подобрать к нему слова-родственники. Например слово СНЕГ. Помогайте ребенку наводящими вопросами: из снега ,значит какой? (снежный),а кого сделали из снега (снеговика, Снегурочку…),а когда падает снег это что? (снегопад).За каждое правильно названное слово дается фишка, либо надевается колечко на пирамидку, все что угодно-но итоговое количество слов ребенок должен увидеть и удивиться-как много слов из одного можно образовать! Вряд ли с первого раза эта игра пройдет удачно, но с 3-5 раза ребенок начнет понимать правила словообразования, и легко будет в школе подбирать проверочные слова ко многим орфограммам. Результат стоит потраченных усилий!

Игры, направленные на формирование грамматического строя речи (связь слов в предложении)

-Игра «Хвастунишка»-суть игры в умении поставить заданное слово в родительный падеж. Взрослый-хвастунишка, он «хвастается» любыми предметами (желательно разного рода),а ребенок, отвечает, что у него этого нет. Например:  У МЕНЯ ЕСТЬ РУЧКА –(а у меня нет ручки), У МЕНЯ ЕСТЬ ДЕРЕВЬЯ-а у меня нет деревьев, У МЕНЯ ЕСТЬ ОКНА- а у меня нет окон. Следите, чтобы существительное в ответе ребенка было в том же числе, что и заданное вами слово. Другие падежные формы тоже требуют отработки, просто задавайте ребенку вопросы, ответ на которые предполагает различные падежные формы. Например: у кого на ногах копыта, чем защищается слон и т. д.

-Игра «Счетовод»-пусть ребенок поупражняется в согласованиии различных существительных с числительными: одна лодка, две лодки, пять лодок, одно ведро, два ведра, пять ведер…и т. д.

-Игра «Детектив»-направлена на активизацию пространственных предлогов. Вы выбираете любой предмет, ребёнок закрывает глаза, предмет помещается на видимое место в комнате. Ребёнок должен сказать, где находится потерянный предмет-на шкафу, за столом, под стулом и т. Он может описать, как до него добраться: пойти прямо, повернуть у дивана, заглянуть под стол. Либо просто сказать, откуда предмет надо достать: из-под стола, из- за шкафа, с подоконника и т. д.

-Игра «Потерянное слово»-вы демонстрируете ребенку сюжетную картинку, говорите предложение, пропуская существительное или сказуемое. Ребенок должен дополнить предложение. Например:---долбит дерево (дятел долбит дерево). Мальчик-----руки (мальчик моет руки).Можно и полезно поработать с деформированным предложением.(Например: Мальчик разбил стеклом мяч. Девочка ведет поводок на собаке.)Перед ребенком ставятся две задачи: определить, в чем ошибка и исправить ее, проговорив предложение правильно.

     Необходимо и крайне полезно спрашивать ребенка о содержании прочитанных вами сказок, стихов, рассказов ,просить составить предложения по картинкам, рассказы по серии сюжетных картинок, сказки и рассказы из заданных слов и на свободную тему.

      Помните, что связная речь ребенка-результат его речевого опыта, помогите его сформировать.

Желаю успеха и приглашаю всех на индивидуальную консультацию,  если у вас возникли вопросы!

Архив записей

Поиск