Исследовательский проект «Государыня соль»
МБДОУ детский сад №25, г. Верхний Тагил
автор и руководитель – воспитатель Злобина Валерия Алексеевна
2015 год.
Эпиграф
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Сделаю – и я пойму!»
Восточная мудрость
Участники проекта :
дети и родители подготовительной группы «Радуга»
Руководитель-воспитатель Злобина Валерия Алексеевна
Паспорт проекта
Информационный, творческий, групповой, краткосрочный (2 недели со 2 по 13 марта), в рамках ДОУ.
Замысел
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Вот и мы решили всё узнать о соли, мы её часто используем, но мало о ней знаем.
Актуальность
Дети дошкольного возраста очень любопытны и они настроены на познание окружающего мира. Данный проект создан для знакомства с солью и его свойствами.
Цель проекта:
Формирование представлений детей о соли. Изучение её свойств.
Задачи:
1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли.
2. Уточнять и закреплять знания детей о соли, её значении в природе, в жизни человека.
3. Развивать мышление, любознательность, наблюдательность.
4.Обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.
5. Развивать познавательные способности детей: умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.
6. Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
7. Обогащать представления детей об окружающих их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях.
8. Развивать связную и диалогическую речь, зрительное внимание, развивать речевой слух, слуховое внимание, развивать умение ориентироваться в пространстве, развивать мелкую и общую моторику.
9. Развивать логическое мышление, внимание, память.
Этапы проекта
Вводный этап:
1. Подбор познавательной, научной и методической литературы.
2.Взаимодействие с родителями, создание папок-передвижек.
Основной этап:
1. Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»
2. Познакомить с художественными произведениями, где речь идёт о соли.
3. Опытно-экспериментальная деятельность «Государыня соль».
4. Творческая мастерская. Рисуем с помощью соли.
5. Творческая мастерская. Лепим из солёного теста.
6. Творческая мастерская. Декорируем баночки разноцветной солью.
7. Знакомиться с пословицами и поговорками про соль.
8. Опытно-экспериментальная деятельность «Кристаллизация соли»
Заключительный этап:
1. Выводы
2. Создание презентации проекта «Государыня соль»
Теоретическая часть проекта
Пословицы и поговорки о соли:
Без денег торговать, как без соли хлебать.
Без соли и стол кривой
Без соли и хлеб не естся
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно
Без соли хлеб не еда.
Без соли, без хлеба — половина обеда.
Без соли, без хлеба — худа беседа
Хлеб да соль и обед пошел.
Хлеб-соль — заемное дело.
Хлеб-соль ешь, а правду режь
Хлеб-соль и во сне хорошо
Хлеб-соль кушал, а нас не послушал
Хлеб-соль разбойника побеждает
Хоть бы песок, лишь бы солил
Художественные произведения:
В русской народной сказке «Соль» говорится о том, как Иван продал заморскому королю корабль простой соли за полный корабль золота и серебра.
Принцесса из французской народной сказки сказала своему отцу: «Я люблю тебя, как соль». Король разгневался на такое неуважение и изгнал дочь из королевства. И лишь потом, оставшись без соли, он сумел осознать её истинную ценность, а заодно и глубину дочерней любви.
Практическая часть проекта
Опыт 1. «Соль растворяется в воде»
Взяли прозрачный стакан с водой. Поместили соль в воду. Наблюдали как соль растворяется в воде.
Вывод: Взаимодействуя с водой соль растворяется.
Опыт 2.
«Соль в горячей и холодной воде»
Взяли два прозрачных стакана: один с горячей водой, другой – с холодной. Положили в оба стакана по 2 столовые ложки соли. И хорошо размешивали полученные растворы ложкой. Убедились, что в горячей воде соль растворилась быстрее.
Вывод: Чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.
Опыт 3.
«Плавающее яйцо»
Для эксперимента взяли 2 сырых яйца и две банки с водой. Запустили одно яйцо в банку: оно опустилось на дно. Затем во вторую банку насыпали соли (примерно 2 ст. ложки), хорошо размешали и опустили второе яйцо – оно не утонуло. Смешали солёный раствор и простую воду – яйцо оказалось где-то посередине банки.
Вывод: Соленая вода помогает держаться предметам на поверхности.
Опыт 4.
«Хрустящая соль»
В тарелочку насыпали соль и нажимали на неё сухой ложечкой, при этом был слышен хруст, словно шагаем по снегу.
Вывод: Соль, как и снег, состоит из кристаллов. При нажатии на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.
Опыт 5.
Выращивание кристаллов
В баночку с тёплой кипячёной водой, насыпали соль и поместили в баночку веточку ели. Через день на веточке образовался белый кристаллический налёт, как иней.
Вывод: кристаллы можно вырастить самостоятельно в домашних условиях. Кристаллы растут в насыщенном растворе при постепенном испарении жидкости.
Практическая часть проекта
- Рисование техникой «Акварель+соль»
- Декорируем баночки разноцветной солью.
Практическая часть проекта
Опытно-экспериментальная деятельность «Государыня соль»
Вывод:
В ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое поваренная, каменная, йодированная, морская соль и соль лизунец. Как соль добывается. Узнали много нового об особенностях соли, её свойствах и качествах.
Самостоятельно провели много интересных опытов с солью, познакомились с разными способами выращивания кристаллов.
Из маленьких детей они превратились в маленьких исследователей: научились анализировать полученные результаты, отвечать на вопросы, устанавливать причинно – следственные связи.
А также убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными!
|